Ольга: ?-969
Ольга жестоко отмстила древлянам за смерть своего мужа.
От древлян пришли в Киев послы и сказали Ольге: "Нас послала к тебе древлянская земля. Мужа твоего мы убили, потому что он нас грабил, а наши князья добрые, не пойдешь ли ты замуж за нашего князя Мала?" Ольга им на это сказала: "Люба мне ваша речь, уж мужа мне не воскресить; завтра я хочу сделать вам почет перед моими людьми: идите-ка в свою ладью, да и лягте в ней; когда же я завтра пришлю за вами, так и скажите: не хотим ни идти, ни верхом ехать, а несите нас". Древляне послушались ее, так и отвечали назавтра киевлянам. Киевляне им сказали: "Мы люди невольные, князь наш убит, а княгиня замуж идет за вашего князя".
Из истории.1
И подняли они лодку, на которой сидели все 20 послов древлянских, да и понесли к терему княгини; древляне сидели в лодке и величались, а киевляне принесли их на двор к терему, да и бросили с лодкой в глубокую яму. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: "Довольны ли честью?" А они закричали: "Ох! Хуже нам Игоревой смерти". А Ольга велела их тут же засыпать живых в этой яме.
Потом она послала сказать древлянам: "Я хочу идти за вашего князя, но только еще пришлите послов, именитых людей, иначе киевляне меня не отпустят". Древляне поверили, послали своих старшин. Ольга велела для них по приезде истопить баню; пошли они туда, а княгиня приказала ее зажечь - так они там и сгорели.
Еще она послала к ним сказать, что идет сама в их землю, только наперед надо ей тризну по мужу справить. Тризной у них назывались поминки. Если умирал знатный человек, то славяне над ним земляную насыпь делали, оттого вот и вышли курганы в степях. И клали с покойником и деньги, и коня его, и меч и разные вещи. Они, видите, думали, что на том свете все это мертвому-то понадобится. Насыпав курган, славяне начинали вокруг него бороться, на кулачки биться, взапуски бегать. А после этого пировали. Вот Ольга и приехала с дружиной к Игоревой могиле. Собрались туда и древляне на тризну. Спрашивают Ольгу: "А где же наши послы?" Она говорит: "Послы с дружиной приедут". Начали древляне пировать; употчевала их Ольга на славу, так что они опьянели. Тогда она велела своим отрокам выпить за их здоровье, сама ушла, а дружина ее бросилась на пьяных древлян и принялась их рубить. И погибло их до пяти тысяч человек. А Ольга воротилась в Киев, собрала большое войско и пошла на древлян войной. Древляне тоже вооружились.
У Игоря и Ольги был сын Святослав, еще ребенок, лет двенадцати. Однако когда сошлось киевское войско с древлянским, Святослав первый бросил копье. Только где же ребенку бросить далеко! Копье упало к ногам его коня, а воеводы Свенельд, что, помните, был у Игоря, и Асмуд, который воспитывал князя Святослава, и закричали: "Князь уже начал, потянем, дружина, за князем". Тут все киевляне дружно ударили на древлян и победили их.
Все древлянские города покорились Ольге, кроме Коростня, того самого, которого жители убили Игоря. Они были всех виновнее, так больше других и сражались. Целое лето Ольга с войском простояла под городом, а взять не могла. Наконец посылает им сказать, что лучше им покориться и дань заплатить. Они отвечали, что рады заплатить и медом, и мехами. Ольга им на это сказала: "Не нужно, и изнурять вас не хочу, дайте мне только по три голубя, да по три воробья с дома". Как услыхали это древляне, обрадовались, что она наложила такую легкую дань. Тотчас же ей доставили птиц. Она сказала, что завтра же уйдет в Киев, сама раздала каждому в своем войске по голубю или по воробью, да и велела, как стемнеет, привязать к каждой птице серу и трут, зажечь, да и пустить на волю. Так и сделали. Голуби и воробьи полетели прямо в свои гнезда в древлянских домах. Тотчас же все дома в Коростене загорелись. Древляне перепугались, бросились бежать, а Ольгины воины стали их ловить. Часть их сделала Ольга рабами, а на других наложила тяжкую дань. Святослав еще был молод, так Ольга и стала править Русью. И всю её объехала, везде уставы и уроки назначила, то есть показала, как надо судить и по скольку дани брать. И такая она была добрая и справедливая, что в Несторово время, то есть с лишком лет через сто после ее объезда, народ вспоминал о ней и указывал, где она остановилась и тешилась охотой. И во Пскове еще тогда даже и сани стояли, в которых она ездила.
За справедливость и за разум весь русский народ назвал Ольгу мудрою.
Была Ольга в Царьграде, где ее приняли с почестью император Константин Порфирородный; он велел показать ей самые богатые царьградские церкви и службы и, показывая, рассказывать о вере христианской. Ольга много слышала об этой вере еще и в Киеве, да уже и по уму своему давно видела, что истуканы, которым славяне молятся, не настоящие боги. А тут как она хорошенько разузнала о вере христианской, то и захотела креститься. Сам император был ее крестным отцом. Она была и во дворце у него, обедала там, император дарил ее, только небогато. Когда же она воротилась в Киев, император прислал просить у нее даров и войска на помощь. А она велела сказать ему: "Когда ты постоишь у меня столько же на Почайне" (река близ Киева), сколько я стояла у тебя в гавани царьградской, тогда дам тебе все это".
Всех, кто был с нею в Царьграде, окрестили. Она и на Руси хотела всех обратить в православную веру, потому что была очень усердна к ней; но первый ее не послушался сын ее Святослав и сказал: "Как я окрещусь, ведь дружина надо мною смеяться станет?" А Ольга ответила: "Если ты крестишься, то и все крестятся."
Но Святослав не хотел принять веры Христовой. Он думал только о войне и много ходил в военные походы. Отовсюду к нему собирались в дружину храбрые люди, и жил он с ними душа в душу. Когда выступал в поход, то не брал с собою ни палаток, ни котлов. Пищи он не варил себе, а нарежет тонкими ломтями конину, или говядину, или звериное мясо, зажарит, да тем и питается. Шатров тоже’у него не было, а спал он на войлоке, положивши седло под голову. Ходил с войском очень скоро и никогда не нападал нечаянно, а всегда наперед посылал сказать тому народу, с кем хотел воевать: “Иду на вы”, и потом уже нападал.
Я уже говорила, что прежде южные славянские племена платили дань хазарам; теперь они одно за другим отходили к Русской земле. Поэтому и вышла у Святослава война с хазарами. Он победил их и покорил главный их город Саркель на реке Дон. А потом началась у него война с болгарами.
В его отсутствие правила его мать Ольга. И когда Свячтослав был в походе, печенеги подступили к самому Киеву, со всех сторон осадили его, морили голодом. Нат подмогу подошел небольшой отряд воеводы Претича, который спас Ольгу и детей Святослава.
Киевляне послали сказать Святославу: "Ты, князь, чужой земли ищещь, а свою не бережешь: нас с твоей матерью и детьми чуть печенеги не взяли. Разве тебе не жаль своей отчины, старухи-матери и детей?" Святослав воротился в Киев, победил печенегов, но стал скучать в Киеве. "То ли дело в Переяславце, - говорил он. - Туда со всех сторон привозят все хорошее: от греков золото, ткани вина, овощи, от чехов и венгров - серебро и коней, из Руси - меха, воск, мед и рабов". Чехи и венгры были народы, которые жили к западу от Руси. Из них чехи - тоже славянского племени. Иначе они называются богемцами. Ольга просила Святослава остаться в Киеве хоть по крайней мере пока она жива. Он и остался. Ольга вскоре скончалась, и он похоронил ее. За ее усердие к вере Христовой и за добрые дела она причислена к лику святых. Народ очень ее любил и горько плакал по ее кончине. Даже древляне на нее не сердились, потому что хоть она их сперва и наказала по их делам, а потом была доброю государынею и сделала много хорошего.
Святослав, когда она умерла, посадил старшего сына, Ярополка, княжить в Киеве, а второго сына, Олега, - в древлянской земле. Новгородцы услыхали об этом и тоже просили себе князя. Но Ярополк и Олег не хотели к ним идти. А у Святослава был еще третий сын - Владимир. Только те двое сыновей были от знатных жен, а Владимир от рабыни, Малуши, ключницы Ольгиной. Брат Малуши, Добрыня, был человек очень умный, хитрый и храбрый. Он научил новгородцев попросить себе в князья Владимира. Святослав согласился на их просьбу.
И стало на Руси три князя, а Святослав опять ушел в Болгарию. Но болгары тотчас же напали на него. Началась страшная сеча; уже болгары стали одолевать, но Святослав сказал: "Уж, видно, нам здесь погибнуть! Постоим крепко, братья и дружина!" К вечеру он одолел болгар и взял Переяславец приступом. Между тем в Греции императора Никифора Фоку убили, но сделался императором не Калакир, а Иоанн Цимисхий. Он сам был храбрый человек; собрал большое войско, вздумал выгнать Святослава из Болгарии и послал ему сказать, чтобы он вышел оттуда. А Святослав ему отвечал на это, что выгонит его из Царьграда. Цимисхий, чтобы выведать, сколько у Святослава войска, послал ему сказать, что даст подарки на каждого воина его, только нужно знать, сколько их. Святослав сказал вдвое против настоящего числа, именно 20000; а греков собралось 100000, они и напали на русских. Русские оробели было, но Святослав сказал им: "Нам некуда деться. Волей и неволей - надо биться. Так не посрамим Русской земли, а ляжем здесь костьми. Мертвым не стыдно; а коли побежим, то не уйдем от стыда. Я пойду впереди, а ляжет моя голова, тогда о себе думайте". Дружина отвечала: "Где твоя голова ляжет, там и мы сложим головы". И они одолели греков. Однако ж после того император собрал очень большое войско и пошел на русских. А у Святослава уже осталось немного дружины. Болгары держали сторону греков. И стали греки одолевать. Святослав заперся в городе Доростоле. Греки осадили город и не пропускали туда съестных припасов. Святослав ночью вышел из города, достал всего съестного и перебил много греков, но к ним все вновь приходили войска, а у него дружина час от часу убывала. Греки одолевали в битвах. Тогда Святослав согласился помириться с ними и оставить Болгарию. Император за то дал ему много даров. Они даже виделись друг с другом на Дунае. Император приехал на коне, в блестящих латах, с толпой конников, которых называли златоносными; Святослав приплыл на лодке и сам вместе с другими русскими греб веслом. И платьем он не отличался от дружины, только на нем было оно почище. Волосы у него были выстрижены, только по одному клоку висело с обеих сторон: в те времена могли так носить волосы только знатные люди. Шея у него была плотная, грудь широкая, сложения он был хорошего, а грекам показался свирепым. Возвращаться ему надо было мимо днепровских порогов. Жители Переяславца послали сказать печенегам, что он пойдет мимо них с малою дружиною и большим богатством. Печенеги стали поджидать его у порогов. Свенельд советовал ему идти степью, но он не послушался; однако увидя, что множество печенегов стоит у порогов, отступил и стал зимовать в Белобережье, а Свенельда послал степью в Русь за подмогой. Но Свенельд долго не возвращался, припасы у русских вышли, даже они побили и съели всех коней, не на чем им стало ехать степью и пришлось волей или неволей ехать мимо порогов. Печенеги напали на них. Конечно, они постояли за себя, да числом-то их было очень мало. Печенеги одолели, перебили их. Князь печенежский Кура сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее вино по праздникам.
(1."История России" А.О. Ишимова, Издание Маврикия Осиповича Вольфа, Санкт-Петербург,1866, стр.16-21.)